В чем заключается теория выученной беспомощности?

Рассмотрим одну распространенную ситуацию. Владелец компании подобрал высококвалифицированных топ-менеджеров. Надеется, что профессионалы, словно титаны, на своих плечах вынесут его детище на вершины успеха, и станет его бизнес процветать, а ему останется лишь пожинать плоды трудов их.

Однако по истечении определенного промежутка времени с наемными работниками происходят неожиданные метаморфозы: дела не идут, «крокодил не ловится, не растет кокос», нет ни инициативы, ни столь ожидаемых результатов.

Хозяин бизнеса бьет тревогу, зовет новомодных экспертов, те, в свою очередь, предлагают провести с его организацией не менее новомодные действия. Одно из этих действий зовется заграничным словом ассесмент (Ассесмент (assessment) — комплексная оценка сотрудника методом наблюдения группы экспертов за тем, как он выполняет задачи, типичные для его текущей (или будущей) должности). При помощи ассесмента эксперты пытаются дать оценку характера взаимодействия топ-менеджеров между собой и с первым лицом.

Даже при беглом взгляде специалистам становится понятно, что нерешительность «топов», овладевших «спихотехникой», заключается в элементарном тотальном контроле со стороны владельца бизнеса. Боясь, что они расслабятся и наделают «косяков», он считает необходимым контролировать каждый шаг, принимать решения самому, не давая в итоге никому и слова сказать, не то что принять ключевое решение. В результате менеджеры предпочитают отсиживаться, отмалчиваться, перекладывать ответственность друг на друга, думая лишь о том, как избежать ошибок и сохранить свое рабочее место.

На самом деле сложившаяся ситуация не является исключительной и свойственна многим компаниям. Подтверждая характер сложившихся взаимоотношений в рабочем коллективе, еще в далеком 1964 году американский психолог Мартин Селигман создал так называемую теорию выученной беспомощности.

Ученый экспериментальным путем установил, что выученная беспомощность возникает в результате многократного повторения ситуаций, когда мы не имеем возможности контролировать происходящее и не в силах что-либо изменить.

Селигман, проводя опыты на собаках, попытался объяснить, почему многие люди, когда сталкиваются с трудностями, предпочитают вместо борьбы — бездействие.

Итак, ученый, поделив испытуемых на две группы, подвергал их несильным, но чувствительным ударам тока. При этом в первой группе собаки могли прекратить болевые ощущения, отключив блок питания путем нажатия носом соответствующей кнопки на панели, а вторые были лишены такой возможности в связи с тем, что кнопка на их панели не работала.

То есть собаки, находившиеся в первой группе, получили возможность контролировать ситуацию, а вторые никак не могли повлиять на ситуацию, с каждой попыткой убеждаясь в тщетности предпринимаемых ими действий.

Поэтому, когда на следующем этапе опыта Селигман поместил всех собак в открытую коробку, первые тут же выпрыгивали из нее, а вторые, заранее смирившись, ложились и, поскуливая, переносили удары все большей силы. То есть последние привыкли к тому, что их усилия ни к чему не приводят и все, что им остается, — это терпеть.

Таким образом, Мартин Селигман сделал вывод, что выученную беспомощность вызывают не сами по себе плохие события, а отсутствие возможности влияния на происходящее. То есть живое существо становится беспомощным, если все его активные действия на повторяющиеся неконтролируемые и неуправляемые ситуации не дают результата.

Эту закономерность в дальнейшем подтвердили эксперименты, участие в которых принимали люди. Они также были поделены на группы. Каждой группе подавался громкий резкий звук. При этом одни могли при помощи определенной комбинации кнопок отключить его, вторые — как ни пытались найти нужную комбинацию, ничего поделать не могли, так как кнопки у них были отключены.

На втором этапе испытуемым предлагалось засунуть руку в коробку. При касании дна раздавался тот же неприятный звук, если коснуться стенки — звук прекращался. Несложно догадаться, что первые быстро находили нужную «кнопку», тогда как вторые даже не пытались прекратить неприятные ощущения, предпочтя перетерпеть и дождаться окончания эксперимента, утвердившись в своей беспомощности.

Исходя из данной теории и приведенного примера, можно сделать вывод, что даже самый активный, энергичный и предприимчивый человек, применяя раз за разом ни к чему не приводящие усилия, разуверивается в своих силах и становится инертным, предпочитая плыть по течению.

Основное зло выученной беспомощности — принятие человеком того факта, что от его усилий ничего не зависит. Разрастаясь и проявляясь в других ситуациях, выученная беспомощность заставляет человека ранее казавшиеся легкими задачи воспринимать как неподъемный груз, и человек уже не пытается найти решение вполне разрешимых для себя задач.

О том, как вылечить выученную беспомощность, читайте в следующей статье.


12:02 24.03.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Первый шаг к великой цели, или Как выбрать направление бизнеса?

Первый шаг к великой цели, или Как выбрать направлен...

Вы решили начать свой бизнес. Дайте угадаю ваш первый вопрос: какой начать бизнес? Да, если вы получили его по наследству, то пора сказать «спасибо» тем, кто избавил вас от лишней головной...
Временные почтовые ящики

Временные почтовые ящики

Мне часто приходится слышать: «При регистрации на форуме ввел свой адрес электронной почты и теперь не знаю, что делать с обилием присылаемого каждый день  СПАМа». И...
Как летом избежать кишечных инфекций и пищевых отравлений? Часть 2

Как летом избежать кишечных инфекций и пищевых отрав...

Ягодки-грибочки Из более чем 100000 известных человеку видов грибов съедобны не более 250. Следующая группа «отравлений» — отравление традиционными дарами леса: грибами и ягод...
Где живут дольше – на деревьях или на земле?

Где живут дольше – на деревьях или на земле?

Учёные уже давно задумались над тем, отчего зависит продолжительность жизни животных вообще и человека в частности. Пытались отыскать закономерность продолжительности жизни в зависимости от размеров т...
Рефлексия в начальной школе

Рефлексия в начальной школе

Рефлексия является одним из основных средств, способствующих эффективному общению. Более того, рефлексию считают ключевым моментом развития личности. Психологами выделяется два типа рефлексии (по п...
Как правильно искать работу?

Как правильно искать работу?

Излишняя настойчивость может снизить интерес к вашей кандидатуре. Прежде всего определитесь — в какой отрасли или компании (иностранной, российской, крупной, небольшой) и на какой кадровой ...
Познавательное

Фильм "Книга мастеров"

Как давно вы видели сказку, снятую отечественным кинорежиссером? Сложно ответить на этот вопрос, вед...

Милорад Павич

Своего читателя я должен бы любить, но у меня это не получается, потому что невозможно любить нероди...

Могут ли короли жениться по любви? Король Швеции Э

Наверное, многие из нас знают из популярной песни грустную историю Луи II, вынужденного отказаться о...

Сделай свой сайт популярным

На самом деле сделать свой сайт популярным сможет и первоклассник. Все просто пишете классные стать...

Что лучше - учиться на курсах или самостоятельно?

«Учиться самостоятельно» — означает быть независимым, быть гибким, уметь быст...

Как и где лучше всего изучать немецкий язык по ска

В современном мире многим не хватает времени для того чтобы заняться самообразованием. Постоянная за...

Зачем и кому нужны предсказания?

Сколько их было и будет? Кто считается с ними? Ну, совпало, сбылось, свершилось. Ну и что? Что меняе...

Дядя Сэм, дядя Том, прочие дяди... Who is Who и по

Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана… В это же самое ...

Речевая паразитология, или Что такое слова-паразит

На «Ответах@Mail. Ru» был задан вопрос: «Какую привычку вы считаете самой плохой?&...

Как выжать из лимона максимум пользы? Часть 2

В прошлой статье я рассказала о том, как можно использовать лимон для красоты и здоровья. Не знаю, у...



Развивая портал:

Наш интернет-портал является ресурсом, который включает в себя широкий перечень информативных и отличных статей. Абсолютно каждый гость найдет для себя что-нибудь полезное. Модернизированный дизайн позволяет вам быстро находить требуемую информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех электронных устройствах. Теперь найти необходимую информацию стало просто.

Мы подобрали для вас полезные и увлекательные статьи. На нашем сайте вы найдете ответы на интересующие вас вопросы. Простая система поиска позволяет вам в кратчайшие сроки отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на любых гаджетах. Отныне, поиск необходимой информации будет занимать у вас считанные секунды.